Зачем портрету руки
🖐️

Зачем портрету руки

По презентации Маши Шишовой

Бен Шан
Бен Шан

Контрасты в портрете

Прежде чем начнем про руки, хочу подчеркнуть, что все портреты в этом материале состоят из контрастных силуэтов. Там есть резкое и плавное, прямое и извилистое, коротенькое и длинненькое, большое и маленькое, — и это важно. Нас завораживают контрасты. Сразу срабатывает что-то, что цепляет наш глаз.

Например, если бы в этом рисунке весь силуэт был кругленький и плавный, получился бы довольно вялый портрет, на который скучно смотреть.

Всегда помните об этом, когда рисуете.

Джеймс Хейг
Джеймс Хейг

Зачем нам вообще в композиции нужны руки? Для большей выразительности — они безусловно добавляют характер. Рука — это сложная конструкция, у неё очень много конфигураций. И её движения зачастую нами не особо контролируются. В этом смысле жест кисти более правдивый, чем выражение лица.

Поэтому включение рук в портретную композицию может усилить характер и рассказать про изображаемого человека больше, чем расскажет только лицо.

Если представить, что эта картина сильно кадрирована, и мы видим лицо в анфас, — оно будет хорошее, конечно, но не такое выразительное. Задумчивый жест рук добавляет портрету ощущений. Мы понимаем, что эта женщина смотрит не нас, а как бы сквозь нас. Она сильно призадумалась и не особо контролирует что там с ее пальцами происходит. Это сразу дает больше информации, больше впечатления.

Силуэт здесь нарисован довольно внимательно, без очевидной формализации — не в этом стояла задача художника.

Виталий Куликов
Виталий Куликов

А вот здесь есть такая граненность и заплаточность в подходе к организации формы, объема и цвета. Мы видим уже намного больше формализации и можем говорить, что художник в том числе и с силуэтом поработал.

И опять контрасты: где-то прямое, где-то круглящееся, где-то небольшие, выступающие за силуэт, элементы. Смотреть на эту форму интересно. При этом рука нарисована очень просто. Там нет этих морщинок, складочек — по большому счету, она просто разделена на тональные плоскости.

И весь характер, вся выразительность заключены в жесте. Пальцы все в разнобой, при этом складываются в убедительный жест курильщика со стажем, который расслабленно держит сигарету. Казалось бы, такое микродвижение, — но по его взгляду, по конфигурации руки, по силуэту мы уже составляем впечатление об этом персонаже.

Дэвид Хокни
Дэвид Хокни

Рука выступает одним целым с головой. И это очень интересная ситуация, потому что автор отходит от привычного симметричо-фронтального изображения.

Мы все хорошо рисуем эти портреты с ракурсом на паспорт. И хорошо помним симметрию: два глазика, нос, рот — всё, портрет готов. Когда в это вмешивается рука, она начинает двигать за собой ткани лица, щека сразу «едет» наверх и немного нависает над кистью.

Так разрушается привычная нам симметрия — а мы просто рукой подвинули ткань лица. Это очень хороший способ избавиться от заученности и скучных ходов в рисовании портретов.

Хелен Рей
Хелен Рей

Хелен Рей начала рисовать в 52 года — никогда не училась этому, просто стала перерисовывать фотографии из модных журналов.

Заметно, что человек рисует вообще не от знаний, а от живого незаученного впечатления. И в рисовании рук это заметно: нет пальцев наперечет, нет деревянного жеста. Для нее что рука, что лицо, что складки платья — человек абсолютно очарован тем, что видит. Для неё это какие-то загадочные ландшафты, которые она изучает с помощью цветных карандашей. И это, возможно, очень верный подход.

В этом смысле я всегда рекомендую побольше смотреть на искусство аутсайдеров, наивных художников, художников с ментальными особенностями, народных художников — там нет абсолютно никакой шаблонности. Это такое искусство из нутра. Оно настолько честное, что нам всем стоит у этих ребят учиться.

Андре Каррильо
Андре Каррильо

Максимально наглядно демонстрирует тезис про взаимодействие общего силуэта и его наполнения. Сам силуэт очень выкручен. Опять же: есть резкие прямые линии, а где-то появляется плавная волнистая. И сразу одно «натягивает» другое: если бы это была одинаково угловатая или округлая штука, нам бы было скучно. А так не скучно. При том что этот силуэт нарисован практически одной линией.

Понятно, что это цифровой рисунок, и мы точно не знаем, с чего он начинался. Подозреваю, как раз с поиска активного силуэта. А дальше он довольно честно организовывал всё внутри. Есть внимательно найденные переходы формы, полутона. Это, конечно, не фотореалистичное рисование, — но оно более подробное и не такое лихое, как силуэт.

Андре Каррильо
Андре Каррильо

Смотрите, какая резкая диагональ пошла, а сверху такая «подушечка». По форме похоже на маффин: есть стаканчик и есть припухлость сверху. А дальше художник нам говорит «Это не маффин, это Пикассо, смотрите». И действительно там очень подробно и по-честному, со всеми почестями к морщинкам, мышцам, костяшкам, он рассказывает, что этот причудливый силуэт на самом деле Пикассо.

Верхняя рука влипает лоб и начинает двигать все кожные складочки. И это очень убедительно выглядит, несмотря на довольно сильную формализованность силуэта.

Дейв МакКин
Дейв МакКин

Тут интересный момент в том, что кисть отдельным силуэтом «прилипла» к голове, а плечо и предплечье пропущены — классный ход. И опять же, смотрите на общий силуэт: он где-то более подробный, более «намятый», а где-то наоборот — более лаконичный, прямой, спокойный.

А дальше внутри начинается очень богатая графическая история с разнообразными текстурами, штрихами и заливками.

Джозеф Хегенбарт
Джозеф Хегенбарт

Здесь использован довольно нестандартный ход для портрета — он горизонтальный. Обычно портреты вытянутые по-вертикали.

А здесь эта горизонтальная продолговатость подчёркнута и форматом, и тем, что подбородок сильно стремится в сторону, и рука подчёркивает это движение. Место, где рука соприкасается с нижней челюстью акцентно выделено. И всё стремится влево — и взгляд туда же направлен.

Маша Шишова
Маша Шишова

Это моя иллюстрация с Зинаидой Гиппиус для «Гугла».

Здесь я как раз превратила в одну из букв «джи» это соприкосновение руки и щеки. Нацепила на нее монокль — и случился леттеринг. Вот это событие, о котором рассказывал Хокни и прочие, я решила из него сделать букву, почему бы нет.

Здесь тоже есть контрасты. Где-то много всего: кудри, округлости, витиеватости, а где-то это резкие и прямые линии, — это всё друг друга уравновешивает. Резкость противопоставляется мягкости, — получается контраст, на который любопытно смотреть.

____ Рассказала Маша Шишова Записала Инна Никитина