Как увидеть новое в одном сюжете: шесть автопортретов Пикассо
✏️

Как увидеть новое в одном сюжете: шесть автопортретов Пикассо

image

Рисунок — это интерпретация натуры. Поэтому интересно наблюдать, что именно подметил в ней художник и как выразил это на листе; какая пластика и искусство интересовали его тогда; с чем он работал.

Особенно интересен в этом смысле автопортрет. Давайте посмотрим, как интерпретировал сам себя Пикассо 

18 лет, 1900

image

Расцвет модерна, молодой Пикассо только отучился в академии. Он отлично владеет рисунком и еще использует характерную для того времени стилистику модерна: правильный рисунок с повышенной эмоциональностью. Автопортрет правильный, но как бы размытый местами — это характерная черта рисунков того времени

image

Совсем скоро в творчестве художника начнётся «голубой период». Главная работа того времени — «Девочка на шаре».

25 лет, 1907

image

В мае 1907 в Париж привозят африканское искусство. Пикассо поражен ритуальными масками, и это отражается на его творчестве. Художник стремится понять, что делает наивное и народное искусство впечатляющим.

Портрет сведен к простым прямым линиям и нарочито укрупненным формам. Пикассо увеличивает и ломает объёмы на плоскости и грани. Объём лепит линиями и небольшой разницей в тоне — например, как на носу.

image

В этом же году он пишет «Авиньонских девиц».

35 лет, 1917

image

В 1917 году в творчестве Пикассо начинается период классицизма. Он возвращается к натуралистическому изображению натуры.

image

В четких линиях и ограниченном затемнении видно зарождение сдержанной линейной манеры, которая станет его визитной карточкой в будущем.

56 лет, 1938

image

Военный период, год назад Пикассо создал «Гернику».

image

Теперь черты лица на портрете не только искажены, но и нагромождены друг на друга за счет их укрупнения и переноса глаза. Этот приём Пикассо использует почти во всех портретах того времени. Размазанные пятна угля создают ощущение энергии. Они же передают глубину, хотя в остальном изображение скорее двухмерное.

В портрете художник полностью отказывается от сходства и хаотично смешивает черты лица. Это скорее выражение его психологического состояния и внутреннего мира. Он снова работает с плоскостями, чтобы создать ощущение объема, но на этот раз для выделения каждой использует паттерны и фактуры.

90 лет, 28 июня 1972

image

Поздний период, год до смерти художника. Пикассо по-прежнему активно работает, но главные его картины уже созданы.

90 лет, 3 июля 1972

image

Еще один портрет из позднего периода. Простая форма силуэта дополнена штрихом так, что рисунок становится скульптурным. Пикассо снова отходит от плоскостности и лепит трехмерную форму. «Живые» каракули штриховки создают контраст к общему минимализму.

____ Текст — Сюзанна Гарден, Дмитрий Горелышев Редакторы — Арина Крук, Инна Никитина