Как нарисовать живой портрет по фотографии
🌠

Как нарисовать живой портрет по фотографии

Если фотография хорошая, с правильным светом и четким ракурсом, можно просто срисовать и портрет получится. Но зачем, если уже есть хорошая фотография и «Фотошоп»?

А вот если хочется не срисовывать, а рисовать — не так важно, какая фотография. Важно как мы с ней работаем.

Пять упражнений ниже помогут рисовать с фото как реальной натуры, а не переносить на лист фиксированный набор пятен. И точно пригодятся, когда нужно будет нарисовать портрет с неудачной фотографии.

Это наш референс. Фото Имоджена Каннингема
Это наш референс. Фото Имоджена Каннингема

♦️ Представьте, что это не плоская фотография, а настоящая сцена Посмотрите на фотку полминутки, представьте всю глубину, мысленно поверните натуру.

♦️ Не стремитесь скопировать тон с референса Как и в работе с натурой — вы же не всегда рисуете платье черным, если оно такое в натуре. Можете обозначить его как угодно: тонировать только лицо, а остальное оставить линией; сделать самое темное место у лица, чтобы акцентировать внимание на него и т.д.

♦️ Представьте, где расположен источник света относительно модели Это важнее конкретных пятен света и тени. Если ясно откуда падает свет, то и как распределить тон в рисунке понятно.

1. Усильте форму или подчеркните ближние точки

Чтобы прочувствовать форму, полезно порисовать «насквозь» — не только видимые части, но и невидимые тоже. Так в голове выстроится трехмерная модель, а это позволит свободнее обращаться с натурой: менять угол освещения, усиливать характер формы и т.д.

Чтобы усилить форму в ракурсной фотографии, подчеркните границы света и тени плавной растяжкой тона в обе стороны.

А во фронтальной фотографии (как наш референс) определите ближайшие точки и подчеркните их. Например, челка ближе лба, — хотя по тону это не очевидно. Значит, на рисунке можно сделать акцент на «карнизе» челки, а на лбу под ней оставить рефлекс.

image

image

2. Поменяйте ракурс

Мысленное изменение ракурса создает в голове трехмерную модель, — вы как будто обходите натуру со всех сторон. Вы все еще можете ориентироваться на фото, но срисовать уже не получится.

Такой заход поможет воспринимать фотографию как объем, а не как пятно. Есть и другие бонусы: сможете еще свободнее рисовать разные ракурсы, рисовать без натуры и разовьете объемно-пространственное мышление.

У девушки на фото нос с горбинкой и слегка опущен вниз. Если представить, что мы смотрим на нее с других ракурсов, скорее всего, получится так: – в профиль опущенный кончик носа и намек на горбинку станет сильно заметнее;– сзади выявится форма прически и вздернутые плечи — потому что девушка опирается на стол, приподняв их; – в три четверти будет явно заметнее переход от передней части лица к боковой: форма скул и висков будет яснее.

image

3. Немного поменяйте наклон формы

Здесь примерно то же самое, что в пункте выше, только меняется наклон головы по вертикальной оси. «Поворачивайте» голову и сразу прикидывайте, какую часть увидите больше, а какую меньше.

Чтобы получилось точно, можно сначала представить голову схематично, как на схеме ниже. Покрутить эту схему мысленно или зарисовать. А потом так же мысленно «покрутить» уже модель на фото.

Схема из книги Годфрида Баммеса «Основы рисунка с натуры»
Схема из книги Годфрида Баммеса «Основы рисунка с натуры»
image

В левом рисунке ракурс стал выше, а голова слегка опустилась: видно больше макушки и лба, нижняя часть лица в сокращении. А в правом наоборот —  наоборот: ракурс стал ниже, видно больше шеи и подбородка, а верхняя часть головы сократилась.

4. Поменяйте угол освещения

Поменяйте направление света, чтобы еще точнее понять, как устроена форма и подчеркнуть нюансы конструкции. Например, в боковом освещении не очень понятно, как устроены глаза. А когда свет сверху, сразу видно, что веки нависают.

Если на фото фронтальный свет, сделайте его сбоку. На фото сбоку — сделайте снизу. Представляйте, как поменяется освещение, не подглядывая в зеркало и не выставляя свет специально.

Если поначалу сложно, — начните со схематичной формы, как в пункте про наклон.

На фото свет слева. На рисунках — справа, снизу и сверху
На фото свет слева. На рисунках — справа, снизу и сверху

5. Нарисуйте портрет пятном

Когда в голове сложилась трехмерная модель, — переходите к более условному рисованию.

• Возьмите с фотографии силуэт, нужные детали и ваше впечатление об этом человеке. • Подумайте о том, что можно убрать без потери для образа, а что обязательно сохранить. • Ограничьте себя по времени, чтобы не закопаться — три-пять, ну максимум десять минут. • Нарисуйте от трех до пяти быстрых зарисовок.

На первом портрете усилен объем прически и рукавов платья Второй передает взгляд со значением и подчеркивает активный силуэт прически А третий — быстрая зарисовка по общему впечатлению художника
На первом портрете усилен объем прически и рукавов платья Второй передает взгляд со значением и подчеркивает активный силуэт прически А третий — быстрая зарисовка по общему впечатлению художника

___________ Текст — Дмитрий Горелышев, Инна Никитина Иллюстрации — Иван Кобрин