Как создать выразительного персонажа из чего угодно

Как создать выразительного персонажа из чего угодно

Это рубрика «Вопрос-ответ». Вы пишете вопросы на vopros@prostaya.ru, а мы отвечаем.

Здравствуйте, расскажите, пожалуйста, как научиться создавать выразительного острого характерного персонажа — неважно, будь то архитектура, пейзаж, группа людей или портрет, — а не просто копировать натуру? Какие цели можно ставить перед собой для такого рисования? Ольга

Отвечает Маша Пряничникова:

Короткий ответ: сначала изучите натуру и постарайтесь понять, чем она примечательна именно для вас, что в ней вас вдохновляет? Это может быть замысловатая форма, контраст размеров или цветов, какая-то отдельная деталь. В рисунке сделайте это выразительнее — акцентируйте характерные детали, которые выбрали.

Дальше — подробнее и с примерами.

Мирослав Шашек
Мирослав Шашек

Художника заинтересовало белье на веревках и он сделал акцент именно на нем. Не только на самой белизне, но и на разнообразии форм и масштабов белых пятен. Он подметил и усилил это разнообразие, а обобщил его белизной

Ритм легко считывается, и работа становится интереснее. Сложные цвета в архитектуре играют с чистыми белыми пятнами белья. Это выглядит гармонично благодаря тому активной белой поддержке внизу.

Несколько приемов, которые помогут сделать рисунок выразительнее

1. Утрировать форму

Сделать вертикальные формы выше и длиннее, чем они есть в натуре, — подходит для архитектуры, вертикальных предметов и фигуры человека.

Тэцуо Аоки
Тэцуо Аоки

Тут игра на выразительном силуэте персонажей на белом фоне и на контрасте форм большого и маленького. Художник усиливает жесты рук: делает их острее и выразительнее. А сами руки — крупнее по отношению к фигуре.

Несмотря на множество фигур, композиция очень цельная, — потому что эта толпа образовывает общий символ в листе. Если прищурится, можно разглядеть дерево с ветками.

Такая работа с общим силуэтом помогает сохранить цельность.

2. Менять натуру для улучшения композиции

Скажем, в рисовании архитектуры можно представить что перед вами натюрморт. Да, вы не можете двигать его руками, но можете мысленно сделать всё, что поможет обострить восприятие картинки. Убавить, добавить, поменять местами.

Например, вы хотите поиграть на полосатых ритмах города, вдохновившись пешеходным переходом. Никто не запретит добавить лестницу или забор, даже если их нет в натуре.

Это отличная возможность собрать выразительную иллюстрацию не срисовывая точно, а позволяя себе все двигать как в игрушечном городке. Еще и весело!

Варя Яковлева
Варя Яковлева

Все внимание на горизонтальных и вертикальных ритмах. Работа усложняется желтыми пятнами, которые делают ее более живой, драйвовой и собирают цельную картинку.

Алиса Юфа
Алиса Юфа

Улица собрана из пятен и ритмов. Никакой лишней информации. Диагонали, вертикали, толстые и тонкие линии, плотные пятна машины и полосы контрастируют с дробными элементами — снегом и лучами от фонарей.

Надпись «Мясо» и ещё несколько маленьких уточняющих деталей добавляют эффекта узнаваемости, и мы воспринимаем иллюстрацию как знакомый нам вид. Буквально вчера проходили здесь и слышали гул машин.

Упростить натуру до знаков

Представьте, что предметы, которые перед вами, сделаны из пластилина. И вы можете делать с ними что угодно: вытянуть носик у чайника, растянуть ветки у дерева, сделать их толще или тоньше. Это поможет воспринять натуру как отвлеченные или абстрактные формы, и мысленно упростить их до знаков.

Клас Губбелс
Клас Губбелс

Максимально упрощённые предметы. Художник использует только то, что ему необходимо для композиционной гармонии. Разрешает себе отказаться от ручки чайника, оставив только вертикаль и выразительный нос. Груша — округлая форма, контрастирующая с чайником. А горизонтальные листочки уравнивают и успокаивают вертикаль всей композиции.

Маша Шишова
Маша Шишова

Если это группа людей, можно двигать им ноги, руки, делать их разного роста. Это поможет добиться выразительности и превратить натуру в интересный иероглиф. Или целый ряд иероглифов.

Все персонажи сведены к знакам. Выставленная рука мальчика, как начало круговой композиции. Заострённые и вытянутые части тела. Ритмы стульев, стаканов и полосок на одежде.

Эти приёмы усиливают и выразительность каждого персонажа в отдельности, и работы в целом.

💡
Важный момент — усиление характерных черт хорошо до тех пор, пока оно касается реально существующих особенностей формы. Если потерять внимание к реальной форме, можно начать выдумывать и уйти в искажение ради искажения, — а это часто выглядит болезненным.

___ Маша Пряничникова Ред. — Дмитрий Горелышев, Инна Никитина