Как рисовать наброски
🖍️

Как рисовать наброски

Как выглядит наш левый зал глазами рисующего посетителя
Как выглядит наш левый зал глазами рисующего посетителя

Наброски — практика без преподавателя, на которой рисуют модель. Каждый изображает что и как хочет: фигуру в полный рост или какую-то часть тела, портреты посетителей, всю рисующую толпу, на большом или маленьком формате, красками или карандашами, сидя всё время на одном месте, или постоянно меняя положение.

Советы ниже помогут подготовиться к наброскам и организовать процесс так, чтобы получились хорошие рисунки.

Как подготовиться

1. Возьмите только те материалы, которыми собираетесь рисовать

image

Когда перед вами много всего, — это отвлекает. Модель сменила позу две минуты назад, а вы еще выбираете — карандаши, тушь или трафарет с дорисовкой? Поэтому просто возьмите два материала на выбор. Так и место проще организовать, и долго думать не нужно, и сможете глубже поработать с техникой. А остальные возьмете в следующий раз.

2. Подберите бумагу под материал

Тонкая офисная бумага покоробится, если по ней рисовать гуашью — получится не очень. А цветные карандаши могут не очень хорошо лечь на фактурную акварельную бумагу.

В целом ориентир примерно такой: – тонкая бумага подходит для карандаша, маркера, ручки, линера, мягкого материала, если им рисовать «по-сухому»; – плотная — для туши, акварели, гуаши, масляной пастели, мягкого материала, если использовать с ним воду.

Вообще советуем брать побольше бумаги,— лучше пусть останется лишняя, чем впихивать несколько поз на одном листе из экономии. Или рисовать на обратной стороне другого наброска.

3. Организуйте рабочее место

image

Сделайте себе удобно. Чтобы всё необходимое было под рукой, чтобы было удобно стоять или сидеть, чтобы хорошо видеть натуру. Если человек криво стоит на одной ноге около входной двери, он и рисует точно так же.

Чтобы рука уверенно двигалась по листу, ей нужна опора — возьмите жесткую подложку. Планшет с зажимом или блокнот с плотной картонной обложкой.

И закрывайте жидкие материалы — вроде все про это знают, и всё равно регулярно тушь проливается на пол, одежду, рисунки.

4. Слишком жарко, холодно, душно, темно — скажите ведущему

image

Он знает, что делать :-)

Как рисовать

1. Выберите тему: новую на каждый рисунок или на все занятие

image

Это поможет прокачать конкретный аспект. Плюс, потом вы сможете себя проверить и увидеть рост — даже за три часа. А если месяц целенаправленно рисовать что-то определенное, заметите серьезные качественные изменения, даже без занятий с преподавателем.

Что это может быть? Работа с определённым материалом или задачей. Например, рисование конечностей или портрета в сложном ракурсе, интерьера или многофигурной композиции; углем, гуашью, мягким материалом.

2. Сначала внимательно посмотрите

image

Даже если поза короткая, сначала просто посмотрите на неё: подумайте что и зачем рисовать. После этого легче выбрать композицию и материал под конкретную ситуацию. Большая часть неудавшихся рисунков начаты «на автомате».

Это работает и для завершения набросков — не торопитесь начать следующий. Если модель уже поменяла позу, а вы ещё не закончили рисунок — ну пропустите новую и доведите дело до конца. Лучше один законченный рисунок, чем пять оставленных на полпути.

Если не хотите рисовать какую-то позу — не рисуйте. Да, так можно было :-)

3. Меняйте ракурс

image

Вообще-то такого совета в тексте не было, но Влад картинку нарисовал. Так что если у вас затык — возьмите неожиданный ракурс :-)

4. Отдыхайте в перерыве

В перерыве кажется, что пусть модель отдохнет, а я тут пока дорисую. Оторваться бывает сложно. Ну да, перерыв, — это скорее всего полезно, но не смертельно его не сделать. И в принципе, так и есть.

Правда, если всё-таки оторваться от работы, немного размяться или пройтись, то глаза и голова отдохнут, а восприятие станет острее. И всё это повлияет на рисунки. Довольно тонкая настройка, но если внимательно понаблюдать за своим состоянием, можно заметить, как она работает.

5. Оставайтесь на просмотр

image

Конечно, хочется показывать только то, что самому нравится. А что не нравится — да зачем это кому-то видеть. И еще это всё стеснительно, так что лучше я пойду. Или мне не нужно чужое мнение, я пойду. И это ок.

Но мы думаем, что показать рисунки лучше. И вот почему: – видя наброски других участников, мы учимся друг у друга; – кто-то более опытный может дать дельный совет; – кто-то менее опытный может спросить что-то такое, что раньше и в голову не приходило, и натолкнуть на новые мысли.

Короче говоря, коллективный опыт, обмен, все дела.

Если не готовы показывать своё, — можно остаться и посмотреть наброски остальных, послушать комментарии. Большая часть ошибок и вопросов обычно совпадает, поэтому советы для другого могут и вам пригодиться.

6. Возвращайтесь к рисункам

Через некоторое время посмотрите на рисунки. Во-первых, они могут стать лучше. Это не шутка, — просто в процессе и сразу после люди часто погружены и критически смотрят на то, что получилось. А вот потом, когда переключились и немного отстранились, воспринимают работу цельнее.

Отметьте в набросках интересные для вас моменты, которые можно развивать. Например, как получилась форма, как необычно проявил себя материал, новые для вас композиционные решения. А чтобы лучше разобраться с темой, над которой вы работали, доделайте незавершенные.

—— Текст — Дмитрий Горелышев, Инна Никитина  Иллюстрации — Влад Самсонов