Привет! Меня зовут Оля Пташник, я иллюстратор. Впервые я побывала на Болонской книжной ярмарке в 2019 году. Моя цель была, во-первых, посмотреть, что же это такое. Во-вторых, кому-нибудь что-нибудь, может быть, показать — именно в таком формате. То есть, у меня не было конкретных планов или четкой стратегии. Я чуть-чуть про это узнала и хотела бы с вами поделиться.
В целом, если вы приезжаете на ярмарку в первый день, и у вас нет планов, и про книгу вы не думали, и только сегодня стали иллюстратором, вам сразу захочется показать что-нибудь кому-нибудь, потому что эта атмосфера ярмарки буквально втягивает внутрь!
Что вы можете показать?
Во-первых, можно показать свое портфолио — это классически и красиво. Как показать свое портфолио кому-нибудь? Есть несколько методов. Есть два метода на выставке. Первый — это показать свое портфолио на портфолио-ревью, которое проходит в специальном отдельном уголочке, и на них надо записаться. А второе – это прийти к конкретному издательству, спросить: «Как попасть на портфолио-ревью? Я очень хочу показать свое портфолио». – «Приходи в два часа, но не опаздывай, потому что очередь в два километра». И ты такой: ну окей.
Что от вас ожидают увидеть?
Папку, набор листов, или брошюру формата А3 или А4. Больших форматов просят не приносить. И хотя везде написано огромными буквами «большие форматы нас пугают», люди приходят с огромными папками и стоят с ними в очередях. Я не знаю, как они запихивают в самолет формат А2 или А1, но как-то получается. Я же привезла А5, и … это смотрелось плохо. Не смотрелось совершенно, так что не советую. Лучше взять брошюру небольшого объема с вашими лучшими работами.
Как показать портфолио
1. Пойти на общее портфолио-ревью Можно пойти в «Уголок выживания иллюстраторов» (Illustrators survival corner). Это отдельная часть ярмарки, туда приходят художники, издатели, арт-директора, агенты художников, чтобы посмотреть, дать совет, пообщаться с иллюстраторами.
На такие встречи нужно записываться. Если вам повезло записаться на встречу с издателем или агентом, у вас будет пять минут, чтобы показать, какой вы классный.
Чтобы попасть на просмотр в Уголок иллюстраторов, приходить надо заранее — в 8 утра или раньше, и бежать туда как только вход на ярмарку откроют. Всех художников просмотреть никогда не успевают, поэтому чем раньше вы придете, тем лучше.
2. Прийти к конкретному издательству и спросить – Как попасть на портфолио-ревью? Я очень хочу показать свое портфолио! – Приходите в два часа, но не опаздывайте, потому что очередь будет длиной два километра.
3. Поймать издателя в коридоре Когда вы ходите по выставке, вас окружают специалисты. Нагуглите, как выглядит человек, с которым вы очень хотите пообщаться - и вдруг вы его увидите в толпе, и у вас будет возможность с ним поговорить.
2. Как предложить свою книгу издательству
Что показывать
Если вы приходите только с портфолио, скорее всего на некоторых комментариях и оценке типа «нравится/не нравится» разговор и закончится. Потому что о чем еще говорить? Может быть, лет через пять попадется автор, который подходит вам по стилю, с которым все сложится, и они вам напишут и предложат работу. А может и не быть.
Мы же хотим использовать все шансы на то, чтобы сделать книгу. И вот третий, и самый рабочий вариант — сразу готовить к ярмарке свой книжный проект.
Сейчас основной товар европейского рынка — детские книжки-картинки. Они небольшого объема — до сорока страниц. Текста в них мало: обычно слов пятьсот — примерно на страничку А4. Нон-фикшн, познавательные книжки, бывают длиннее — до тысячи слов.
Такой формат проще всего продать издателям. Но помните: вы можете сделать и что-то своё: не детскую книжку на сорок страничек, а взрослый графический роман на тысячу страниц. Главное — верить в себя и нести свои идеи.
Все эти правила: как показывать свои работы, как оформить портфолио — повышают вероятность успеха, но не гарантируют, что ваш проект обязательно примут в издательство. Вы можете ничего этого не делать, не составлять портфолио, не ездить на книжные ярмарки, а вместо этого опубликовать одну фотографию «Вконтакте», и ждать, что издатель сам вас найдет. Но так вероятность успеха значительно меньше.
Как представить свой проект
Не нужно приносить уже готовую напечатанную книгу. Может случиться, что вы вложите в нее уйму времени и сил, а издателю она все равно не подойдет. Например, вы сделали книгу про морские звезды, и в этом издательстве как раз только что вышла книга про морские звезды. В этом случае вашу книгу вряд ли примут, даже если она красивая и гениальная.
Вместо того, чтобы вкладывать все силы в один проект, лучше показать издателю несколько книг в процессе изготовления. Для каждой книги сделайте краткое изложение сюжета, раскадровку и один-два готовых разворота. Издатели — люди опытные, этой информации им достаточно, чтобы представить себе всю книгу. Кроме того, на ярмарке у вас будет очень мало времени, и вам нужно будет быстро заинтересовать издателя своей идеей. Для этого тоже лучше оформить проекты сжато и наглядно: не целая готовая книжка, а раскадровка.
Как сделать раскадровку
Раскадровка или сториборд — это все страницы книги, нарисованные рядом, как будто выложенные на стол. У книжек-картинок по раскадровке сразу понятен весь сюжет.
Вот так свой проект представила художница Карсон Эллис: сделала раскадровку, отрисовала одну страничку в финальном виде и отправила ее издателям. Книжку опубликовали. Класс. Все просто.
Еще несколько примеров раскадровок.
Вот сториборд Майи Кастелич. Здесь первые три строчки — это один вариант раскадровки, а вторые три строчки — следующий, более поздний. На второй вариант можно смотреть даже издалека или в маленьком разрешении — всё будет понятно. Майя сделала книжку про мальчика, который видит свет в окне и идет за этим светом. В черно-белом варианте свет почти не читается. Но потом она ввела в раскадровку желтый, и луч света сразу стал виден. Прием простой, но сюжет книги теперь виден за километр. Для показа издателю — отлично подходит.
А это раскадровка книги «Бассейн», корейской художницы Чжиён Ли. Чтобы представить проект, ей тоже было достаточно одной готовой иллюстрации и раскадровки. В этой книге нет текста, а история рассказана средствами композиции: сменой ракурса, цветом, ритмом, переходами от статике к динамике. Все это заметно уже на раскадровке, и издатель такое сразу считывает, у него глаз натренирован.
Обратите внимание, как здесь меняется изображение пространства, когда персонажи погружаются под воду. На суше — тесно, кругом толпятся люди, а под водой — просторно и есть, где поиграть. В композиции всей книги четко видна симметрия: первые страницы повторяются в последних.
Эта книга похожа одновременно на театр и комикс. Театр — потому что в ней сперва появляются декорации, а затем главный герой, как будто он выходит на сцену. Комикс — потому, что иллюстрации следуют за действием: герои сначала посмотрели друг на друга, потом придвинулись поближе, потом поплыли вместе.
Раскадровки могут быть очень разными. Вот в этой, например, с первого взгляда почти ничего не понятно. Так не надо. Но этот сториборд художница Изабель Арсено принесла на отдельную встречу с издателем, где у нее было время, чтобы все объяснить и показать. Если вы уже знакомы с издателем и давно общаетесь, только тогда можно делать непонятые раскадровки.
Бывают книги, в которых сториборд не очень важен, а нужно текстовое описание. Например, виммельбухи — книги для разглядывания. В них не бывает текста, а иллюстрации заполнены мелкими деталями. Часто в таких книгах есть задания: например, на странице с тысячей элементов нужно найти трех слонят. Детям виммельбухи очень нравятся.
Готовиться к ярмарке лучше заранее. Начинайте книгу уже сейчас, и думайте, кому ее можно показать. А через полгода можно отправлять издателям письма.
Как предложить книгу издательству
1. Найдите себе издателей На сайте Болонской ярмарки есть справочник с сайтами издательств и агентств, которые приезжают на ярмарку. Это те самые люди, которые там сидят за стендами, смотрят портфолио художников и рассказывают о купле-продаже прав на книгу. Открывайте этот список начиная с буквы А, каждого изучайте и ищите, кто вам подходит. Обратите внимание, какие художники работают с этим издательством. Лучше всего, если ваши работы будут немного отличаться по стилю: два одинаковых художника издательству ни к чему. Но и попасть в концепцию издательства тоже важно: если они издают книжки для малышей на толстом картоне, то вряд ли стоит туда посылать многослойную акварель по мотивам классических романов.
Вот список издателей:
2. Напишите издателям заранее, в ноябре-декабре Найдите контакты издателей, которым вы будете предлагать свою книгу. Пришлите портфолио и свой проект и предложите лично встретиться в Болонье. Время на ярмарке у издателей расписано заранее, поэтому такие письма нужно отправлять в ноябре-декабре. В среднем, на десять писем бывает одно приглашение на встречу. Можете вычислить, сколько ответов вы хотите получить и сколько писем нужно будет отправить.
На сайте издательства ищите не общую почту для вопросов, а отдельный рабочий контакт арт-директора или издателя (editor) с его именем. В письме обязательно напишите: «уважаемый мистер Смит». Приложите к письму PDF или «джипеги» своей книги. Обычно все просят отправлять максимально легкие файлы, чтобы у адресата они сразу открывались.
Не забудьте проверить: на сайте могут быть написаны конкретные требования к формату и размеру файлов, которые вы присылаете. Может быть, они вообще принимают только бумажные книги, и их надо посылать бандеролью.
3. Подготовьте короткий рассказ о себе и своей книге Расскажите о том, кто вы такой, что у вас за книга и почему вы хотите с этим человеком сотрудничать. С представления на пару минут удобно начинать любые встречи — если повисла пауза, вы всегда будете знать, что говорить.
4. Сделайте сувениры по своей книге, чтобы дарить издателям Тем, кто заинтересовался вашим проектом, подарите не просто визитку, а какую-нибудь штучку на память: открытку, закладку, наклейку. Так человек ее не потеряет и запомнит ваш стиль.
3. Таймлайн подготовки к Болонской ярмарке
· Июнь — Август: работа над портфолио. Не рисунки, а книжные проекты Готовьте не просто рисунки, а книжные проекты. Доводить их до конца не нужно: достаточно подробной раскадровки и двух-трёх разворотов.
Сентябрь — Ноябрь: отправка первых писем издателям и агентам На сайте издательства ищите не общую почту для вопросов, а отдельный рабочий контакт арт-директора или издателя (editor) с его именем.
Приложите к письму пдфку или джипеги своей книги. Обычно все просят, чтобы файлы весили немного — так их удобно посмотреть сразу, без долгих загрузок.
· Декабрь-февраль: работа над книгой, отправка писем Пришлите портфолио и свой проект, предложите лично встретиться в Болонье. Время на ярмарке у издателей расписано, поэтому такие письма нужно отправлять заранее. В среднем, на десять писем бывает одно приглашение на встречу.
· Март: печать портфолио, визиток и сувениров Бумажные визитки нужны именно на книжной ярмарке. Протянуть человеку красивую карточку гораздо быстрее и эффектнее, чем заставлять его доставать телефон и диктовать по буквам. А тем, кто заинтересовался вашими проектами можно подарить не просто визитку, а какую-нибудь штучку на память: открытку, закладку, наклейку. Так человек её не потеряет и запомнит ваш стиль.
· Апрель: поездка в Болонью и встречи с издателями Заранее отрепетируйте короткий рассказ о себе и своей книге. Расскажите кто вы такой, что у вас за книга и почему вы хотите сотрудничать.
С представления на пару минут удобно начинать любые встречи — если повисла пауза, вы всегда будете знать, что говорить.
Ольга Пташник, ред. Инна Никитина, Даша Сорокина