Обзор курса «Фигура из каракули»

Задача — нарисовать ряд фигур в сложных позах и ракурсах без натуры и каких-либо референсов.

Тема — смысловая и сюжетная оболочка для рисования фигуры по воображению, которое всегда даётся нам сложнее. Еще это повод подумать о том, что вообще такое «удобная» и «неудобная» поза, от чего зависит наше ощущение комфорта, когда мы смотрим на человека. Это либо очень напряжённая поза, либо поза, которую просто невозможно держать долго. Такое чувство и нужно было вызвать у зрителя, заставить его сопереживать изображённому герою. Критерием по-настоящему неудобной придуманной позы было желание зрителя распрямиться, глядя на рисунок.

Рисование по воображению — хорошая возможность проверить свои знания и навыки, разобраться с устройством фигуры: баланс тела, пропорции, вставки и суставы, пластика формы и рельефа. В рамках данного задания можно было сколько угодно сильно гипертрофировать ракурс, пропорции и форму, чтобы усилить впечатление.

Работали в четыре этапа.

1. Рисовали от десяти случайных абстрактных форм, в которые потом врисовывали позы

Когда натуры нет, случайные каракули становятся отправной точкой для размышлений о позе и ракурсе фигуры. Все эти формы должны быть разнообразными, не нужно продумывать ничего заранее, чем случайнее, тем лучше — рисуйте левой рукой или не глядя на лист. Можно даже кого-то попросить нарисовать для вас эти формы, так ещё интереснее. Контур лучше рисовать замкнутым.

2. Смотрели на получившиеся формы по одной — крутили по-разному, представляли, что в них можно разместить

В дорисовке можно пойти от силуэта (на что он похож) и вставить в него фигуру почти «плашмя», без ракурса. Так может быть, но если добавить где-то внутрь контура неожиданную ракурсную форму (голову, голень, ступню), можно совсем по-другому увидеть позу и нарисовать что-то совсем неожиданное. Причём, эту деталь тоже можно нарисовать внутри каракули где попало, а потом придумывать как из этого выкручиваться.

Рекомендую пробовать несколько разных вариантов поз для одной и той же каракули. Вот пример — две совершенно разных фигуры на основе одно и того же пятна.

Пример работы с контуром: фигура справа умещается в его пределы, а фигура слева — выходит
Пример работы с контуром: фигура справа умещается в его пределы, а фигура слева — выходит

Мы рисовали фигуры внутри контура случайной формы. А если для детали или более понятного силуэта нужно было выйти за её пределы — выходили. Фигура могла быть обнажённая или одетая, с любыми деталями или предметами.

image
image

image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image

image
image
image
image
image
image
image
image

3. Разрабатывали самые интересные позы «от ума»

Рисовали с чистого листа. Оставили от первоначального наброска самое ценное в позе, жесте, пластике. Всё лишнее, случайное, откровенно неправильное убирали или наоборот — обостряли все странности.

По ходу работы рекомендовал два подхода, которые могли помочь разобраться с позой и формой — нарисовать ту же позу с одного-двух других ракурсов или слепить небольшую модель позы из пластилина. Это помогает не зациклиться на первоначальном силуэте и смелее править фигуру под свои нужды. Практически каждая поза на этом этапе претерпела три-четыре итерации правок по силуэту, пропорциям, балансу тела, деталям.

Если вы рисуете что-то очень гротесковое, у зрителя не должно сложиться впечатление, что это ошибка. Для этого применяйте принятую логику пластики формы ко всем частям фигуры. Если сделали голову специально меньше — подумайте, какого размера к ней будут кисти и ступни. Хотите «резиновых» конечностей без суставов — примените это везде. Рисуете суставы — проследите, чтобы они все выглядели убедительно и гнулись в нужною сторону, даже если рисунок далёк от академического натурализма.

4. Последний этап — исполнение итоговых листов в любой технике

Упражнение тренирует прежде всего пластическую фантазию. Человек лучше замечает необходимое где угодно вокруг себя, чем придумывает полностью с нуля сидя над пустым листом. Поэтому если есть сложность с придумыванием позы или ракурса — обратитесь к случайным пятнам и дорисовке, к коллажу с дорисовкой, дорисовке пятен краски с палитры.

Интересно, что при последующей переработке от первого рисунка из каракули может не остаться и следа, но при этом процесс уже запущен — вы знаете, что делать и куда развивать идею. То есть, в итоге что-то осмысленное получается буквально на ровном месте.

image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image

image
image
image
image
image
image

Авторы рисунков: Алёна Демченко, Алексей Ларионов, Андрей Ступаченко, Анна Лыкова, Дмитрий Горелышев, Наталья Ушакова, Татьяна Попова, Юлия Николаева, Юлия Семитко